Электронный справочник социального страхования
Проекты развития Фонда
«Социальный навигатор» – все страховые услуги Фонда
в одном мобильном устройстве
В России существует более 15 тысяч видов социальных услуг. Более 55 млн застрахованных граждан являются получателями услуг Фонда социального страхования РФ. При этом разобраться даже с порядком расчёта размера пособия по временной нетрудоспособности с первого раза получается не у всех. Чтобы упростить понимание процесса предоставления социальных услуг в том или ином случае, ФСС запускает «Социальный навигатор».

«Социальный навигатор» - это мобильное приложение, благодаря которому у граждан будет доступ к информации о положенных им льготах, размерах пособий и выплат, а также возможность самостоятельно произвести расчёт размера пособия и узнать какую сумму они получат в определенном страховом случае.
«Основной принцип «Социального навигатора» - это возможность упростить получение социальной услуги, работать в единой доверенной среде, как для получателя социальных услуг, так и для бизнеса, а также обеспечить защиту конституционных прав»
Дмитрий Селиванов
Руководитель департамента информационных технологий и защиты информации ФСС
Как работает мобильное приложение «Социальный навигатор», как им воспользоваться и почему это удобно, вместе со специалистами Фонда социального страхования рассказывает АиФ.ru.

Что можно сделать в «Социальном навигаторе»?

Мобильное приложение содержит информацию о множестве страховых услуг с полезными для пользователей функциями. Уже сегодня с помощью «Социального навигатора» пользователь сможет:

- рассчитать размер выплат: от пособия по временной нетрудоспособности до декретных выплат;

- узнать о возможных способах подачи документов для получения услуги;

- получить информацию о положенном санаторно-курортном лечении инвалиду, льготнику или пострадавшему на производстве;

- найти адреса ближайших отделений Фонда и построить оптимальный маршрут до выбранного отделения;

- отследить ход предоставления пособия или выплаты в Личном кабинете, для регионов, участвующих в пилотном проекте «Прямые выплаты».

Также в будущем будет реализована возможность:

- получения подробной информации о работе и расположении наиболее важных социально-значимых объектов;

- взаимодействия с сервисами по получению технических средств реабилитации;

- получения информации о пособиях, предоставляемых на основании электронного листка нетрудоспособности;

- отслеживания очереди на получение санаторно-курортного лечения застрахованного;

- получения различных консультаций от специалистов Фонда, путем направления обращений, замечаний и предложений через единый сервис подачи обращений.

Как устроен «Социальный навигатор»?

Информация в приложении поделена на блоки, в зависимости от категории застрахованного:

- материнство;
- временная нетрудоспособность;
- инвалидность и льготные категории граждан;
- несчастный случай на производстве и профессиональные заболевания;
- смерть близкого человека.
В зависимости от выбранной жизненной ситуации пользователь мобильного приложения может получить:
- справочно-правовую информацию о полагающихся услугах;
- рассчитать размер пособия или выплаты, а также узнать актуальную информацию о размере фиксированных выплат;
- узнать о способах, порядке получения услуг и необходимых документах;
- просмотреть информацию о статусах получаемых пособий и выплат в Личном кабинете.

Также в мобильном приложении в разделе «О Фонде», можно ознакомиться с информацией о текущей деятельности, проектах развития и новостях Фонда социального страхования РФ.

Как пользоваться «Социальным навигатором»?

В настоящее время проект «Социальный навигатор» находится на стадии публичного тестирования. Для того, чтобы ознакомиться с возможностями мобильного приложения «Социального навигатора» его необходимо скачать с сайта sn.fss.ru и установить на мобильное устройство. На данный момент приложение «Социальный навигатор» доступно для мобильной операционной системы Android, версии 4.4 и выше, и является бесплатным.

Почему «Социальный навигатор» - это удобно?

«Социальный навигатор» создан для получения на мобильном устройстве, в простом и понятном виде, информации о порядке получения социальных гарантий в контексте жизненной ситуации потребителя услуг, по средствам создания нового канала взаимодействия.

До появления «Социального навигатора» застрахованным приходилось обращаться в региональное отделение Фонда социального страхования или звонить на горячую линию для того чтобы оставить обращение,узнать о размере или статусе предоставляемой услуги. Для граждан с ограниченными возможностями или временно потерявшим трудоспособность этот поход в отделение не всегда посилен.

С появлением «Социального навигатора» все вышеперечисленные функции доступны пользователям в любое время и в любом месте – достаточно установить мобильное приложение и воспользоваться им.

Социальный навигатор для детей – инвалидов расскажет, когда получить средства реабилитации

Социальный навигатор (или социальный ПИН – персональный информационный навигатор) создан для того, чтобы семьи детей-инвалидов имели достоверную и своевременную информацию о положенных ребенку технических средствах реабилитации.

Что можно узнать в социальном навигаторе для детей – инвалидов?

Социальный ПИН информирует родителей детей-инвалидов о том, какие технические средства реабилитации (протезы, коляски, средства по уходу) и процедуры положены ребенку в определенном году, где и когда их получить.

Предоставляя такую информацию, Фонд социального страхования берет на себя обязательства, что средства реабилитации ребенок-инвалид получит вовремя.

Как получить социальный ПИН?

Есть несколько способов, как семьи с детьми-инвалидами могут получить информацию в рамках социального ПИНа. Это:

  • СМС-информирование. На мобильный телефон одного из родителей поступает сообщение о статусе предоставления технического средства реабилитации.
  • Эту же информацию можно получить по телефону (мобильному или домашнему).
  • Или письмом по электронной или обычной почте.
Родители сами выбирают наиболее удобный способ информирования, заполняют заявление, которое им направляет региональное отделение Фонда, в котором ребенок состоит на учете.

Почему удобно?

В рамках проекта можно выбрать не только способ информирования, но и способ доставки технического средства реабилитации и место его получения.
«В России развивается цифровая экономика, у каждого из нас есть мобильный телефон, и существует целый ряд удобных сервисов. При этом мы знаем, что российский гражданин сегодня очень активный.
Он хочет видеть от чиновника не только деньги, но и качественные услуги, и соответствующее отношение к себе. «Социальный навигатор» обеспечивает все это»
Андрей Кигим
Председатель Фонда Социального страхования
Как обычный человек может контролировать
закупки Фонда соцстрахования
Госзакупки от 1 млн. руб. будут обсуждаться открыто
Фонд социального страхования запустил новый проект «Открытый контракт». Отныне каждый заинтересованный человек может заблаговременно посмотреть закупки Фонда.

Что, где и почём

Напомним, что Фонд социального страхования (ФСС РФ) закупает средства для реабилитации людей, получивших инвалидность вследствие тяжёлого заболевания или несчастного случая на производстве: протезы, кресла-коляски, слуховые аппараты, трости и опоры, абсорбирующее бельё и т.д., а также путёвки для санаторно-курортного лечения льготников, прочие медицинские и социальные услуги.

Теперь информация об этих закупках заблаговременно размещается на открытом бесплатном ресурсе в интернете ok.fss.ru, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей. Таким образом, ещё до того, как извещение о предстоящем госконтракте будет опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и начнёт осуществляться, любой посетитель портала может ознакомиться с предметами, начальными (максимальными) ценами, способами осуществления и текущими статусами конкретных закупок, изучить требования к товару или услуге, поставщикам, условия и сроки закупки. А если обнаружит ошибки, нарушения, а то и злоупотребления - сообщить о них в центральный аппарат Фонда.

«Анализируй это»

При этом зарегистрированные пользователи могут участвовать в общественном обсуждении контракта, высказываться, насколько выполнимы его условия. Это способ как уточнить техническое задание для закупки, лучше подготовиться к процедурам торгов, так и предупредить возможные нарушения. Свои вопросы, замечания и предложения по опубликованной информации пользователи могут направлять через личный кабинет, созданный на сайте. Специалисты рассмотрят обращение, проведут оценку и уведомят о решении заинтересованное лицо.

Важно, что «Открытый контракт» даёт возможность участвовать в публичной дискуссии не только потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), но и конечным потребителям закупаемых товаров (работ, услуг), среди которых, в том числе, немало граждан с ограниченными возможностями. Ведь именно сами люди, для которых осуществляются закупки, лучше всех знают свои нужды и потребности.

Открытость и прозрачность

Новые информационные технологии позволяют реализовать главные принципы современной контрактной системы в сфере закупок - конкуренцию, открытость, гласность и прозрачность на пути движения денежных средств. Ведь это - целевые деньги работодателей.

К слову, на новой электронной площадке теперь размещаются абсолютно все закупки свыше 1 млн. рублей, включая те, что обеспечивают хозяйственную деятельность Фонда.

В Фонде рассчитывают, что работа информационного ресурса «Открытый контракт» и возможность контроля за закупками со стороны общественности значительно повысят качество, эффективность и результативность осуществляемой им закупочной деятельности. А значит - поможет обеспечивать людей с инвалидностью более качественными средствами реабилитации.

Поэтому специалисты Фонда призывают всех неравнодушных граждан высказывать своё мнение, предложения и замечания по поводу планируемых госзакупок.
КСТАТИ
Единая информационная система zakupki.gov.ru заработала с 2016 г. Общественное обсуждение обязательно проводится для закупок от 1 ­млрд. руб. Проект «Открытый контракт» в соцстраховании позволяет гражданам участвовать в публичном обсуждении закупок от 1 млн. руб.
Прямые выплаты

Пилотный проект «Прямые выплаты» Фонд социального страхования запустил в 2011 году. Его цель — оптимизировать выплату пособий по нетрудоспособности, беременности и родам, а также на отпуск или погребение. Сейчас выплаты начисляются работникам по «зачётной схеме», то есть сначала их выплачивает работодатель, а потом ФСС возмещает ему эту сумму.

Проект «Прямые выплаты» предполагает, что расчёт и выплату пособий проводит непосредственно ФСС в течение 10 дней с момента обращения работника.
7 пособий, которые можно получить на карту «Мир» в рамках проекта «Прямые выплаты»:

- пособие по временной нетрудоспособности (больничные),
- пособие по беременности и родам (декретные),
- единовременное пособие при постановке на учёт в ранние сроки беременности,
- единовременное пособие при рождении ребёнка,
- ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет,
- пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием,
- оплата отпуска пострадавшему от производственной травмы на период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Зачем нужна новая схема? Она должна сократить количество невыплат пособий людям. А такие ситуации сейчас случаются — к примеру, из-за нежелания работодателя или начала процедуры банкротства компании.

Пока в проекте участвуют 39 регионов, но с 2019 года их количество вырастет до 59. По итогам 2017 года через систему прямых выплат в стране выплачивалось около четверти общей суммы всех пособий.

Планируется, что к 1 января 2021 года прямые выплаты опробуют все регионы страны, за исключением 8 наиболее крупных (Москвы, Московской обл., Санкт-Петербурга, Свердловской и Челябинской обл., Ханты-Мансийского автономного округа, Пермского и Краснодарского кр.). Дело в том, что оборот пособий в них мог бы создать слишком большой кассовый разрыв в бюджете Фонда. Однако это не значит, что они не перейдут на новую систему, которая с 2021 года станет обязательной для всей страны. Просто этим регионам придётся внедрять новый режим выплаты пособий без предварительного тестирования.

ПИН для пострадавших на производстве

Началась реализация проекта «Персональный информационный навигатор (ПИН) для лиц, пострадавших на производстве» с сентября 2017 года участвовало 2 региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, с 2018 года участвует еще 16 региональных отделений Фонда.

С его помощью лица, пострадавшие в результате несчастного случая на производстве смогут получать своевременную и полную информацию об обеспечении (замене) техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и ортезами, согласно программы реабилитации пострадавшего и подходящим срокам замены

Для каждого пострадавшего на производстве специалисты региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации составляют персональный план по обеспечению (замене) на текущий год протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.

Как лица, пострадавшие на производстве могут получить информацию в рамках ПИНа?

Получивший производственную травму застрахованный сам выбирает наиболее удобный ему способ информирования. Это может быть:

- смс-сообщение;

- электронное письмо;

- почтовое отправление (заказное, с уведомлением);

- звонок на мобильный или домашний телефон;

- единый портал государственных и муниципальных услуг ( ЕПГУ )

Какая цель проекта?

«Персональный информационный навигатор» для пострадавших на производстве должен оптимизировать процесс обеспечения (замены) лиц, пострадавших на производстве техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями
ПИН для пострадавших на производстве

Началась реализация проекта «Персональный информационный навигатор (ПИН) для лиц, пострадавших на производстве» с сентября 2017 года участвовало 2 региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, с 2018 года участвует еще 16 региональных отделений Фонда.

С его помощью лица, пострадавшие в результате несчастного случая на производстве смогут получать своевременную и полную информацию об обеспечении (замене) техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и ортезами, согласно программы реабилитации пострадавшего и подходящим срокам замены

Для каждого пострадавшего на производстве специалисты региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации составляют персональный план по обеспечению (замене) на текущий год протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.

Как лица, пострадавшие на производстве могут получить информацию в рамках ПИНа?

Получивший производственную травму застрахованный сам выбирает наиболее удобный ему способ информирования. Это может быть:

- смс-сообщение;

- электронное письмо;

- почтовое отправление (заказное, с уведомлением);

- звонок на мобильный или домашний телефон;

- единый портал государственных и муниципальных услуг ( ЕПГУ )

Какая цель проекта?

«Персональный информационный навигатор» для пострадавших на производстве должен оптимизировать процесс обеспечения (замены) лиц, пострадавших на производстве техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями
Цифровой юрист

Этот раздел электронного справочника выполняет задачу анонсирования будущего сервиса ФСС «Цифровой социальный юрист» путём предоставления пользователям сайта aif.ru актуальной правовой информации и разъяснения им удобств, которые они получат благодаря внедрению нового сервиса.

Если сервис «Цифровой социальный юрист» - онлайн-университет, то раздел электронного справочника «Цифровой юрист» - это:

- ответы квалифицированных юристов на животрепещущие вопросы + сообщение о «Цифровом социальном адвокате», а также возможности «цифрового просвещения» и заключения смарт-контрактов в рамках будущего сервиса ФСС;

- ответы нотариуса на вопросы пользователей + сообщение о «Цифровом социальном нотариусе» будущего сервиса ФСС;

- консультации по правовым вопросам + сообщение о «Цифровом социальном омбудсмене» будущего сервиса ФСС;

- ответы на вопросы о социальных выплатах + сообщение об «Умном калькуляторе» на сервисе ФСС и его преимуществах.

© 2018. Аргументы и Факты
Фото: Creative Commons